Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста

 

   Игра – это особая форма освоения реальной социальной деятельности путём её воспроизведения. Игра представляет собой тип символико- моделирующей деятельности. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формула мотивации игры – не выиграть, а играть. Сюжет игры – отражаемая в ней действительность.

   Содержание игры – то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых; то, какие именно действия и взаимоотношения людей воспроизводятся им в игровой форме. Содержательная сторона игры развивается и углубляется на протяжении дошкольного детства: в младшем дошкольном возрасте в игре находить отражение внешняя сторона деятельности. Структура сюжетно-ролевой игры: роль, воображаемая ситуация, игровые действия. Символизация детской игры состоится в том, что предметная сторона деятельности сокращается, становится символической. В игре рождается и формируется воображение – действие в смысловом поле, выступающее предтечей символического мышления.

   Взаимодействуя в игре, дети учатся общаться, согласовывать свои точки зрения. Этапы становления координации игровых взаимодействий на протяжении раннего и дошкольного детства: игра в одиночку; игра-наблюдение; игра-сотрудничество; ассоциативная, совместная, коллективная игры.

   Закон развития игры выражает генетическую связь предметных, процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, возникающих в старшем дошкольном возрасте.

   В игре подражательно-процессуальной игровая роль и воображаемая ситуация открыты, а правильно скрыто. Сюжетная игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает трансформации (сюжетно-ролевая, режиссерская игра, игра-драматизация). В любой ролевой игре заключены определённые правила, вытекающие из взятой на себя ребёнком роли. Игра с правилами – это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами. Такая игра подготавливает появление обучающей дидактической игры как переходной рубежной формы на пути к сознательному учению.

   Основное влияние игры на развитие психики: развитие мотивационно-потребностной сферы, произвольности поведения и психических процессов, идеального плана сознания, речи и чувств, эмоциональной саморегуляции поведения; преодоление познавательного эгоцентризма ребёнка. Также внутри игры формируются другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).

   Основные классы игр: самодеятельные игры; игры по инициативе взрослого, внедряемые с воспитательной и образовательной целью; народные игры по инициативе и взрослого, и старших детей.

   Значение игры для психологического развития ребёнка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребёнка в целом, развития его сознания.

Шпаргалка по возрастной психологии. – М. : Издательство “Окей-книга”,

2014. – 32с. – (Скорая помощь студенту).