Кризис раннего детства

 

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребёнком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Симптомы кризиса трёх лет (по Л.С.Выготскому):

  1. негативизм – стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение, потому что оно идёт от взрослого;
  2. упрямство – ребёнок настаивает на чём-то, потому что сам этого потребовал;
  3. строптивость, направленная в целом против норм воспитания, образ жизни, сложившегося до трёх лет;
  4. своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление всё делать самому;
  5. протест-бунт – ребёнок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
  6. симптом обесценивания – ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
  7. деспотиз – ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует. По отношению к младшим сёстрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребёнка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного “Я”. Возникающие в речи ребёнка слова “хочу”, “не хочу”, “я” наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Феномен “Я сам” знаменует психологическое отделение ребёнка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. В кризисный период реализуются взаимосвязанные тенденции развития к эмансипации и волевой форме поведения. Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребёнок в любом случае остаётся недоволен. Поведенческий комплекс “гордость за достижения” выражает новообразование кризиса трёх лет: для детей трёхлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы “системы Я”, включающей начальную самооценку и “стремление быть хорошим”. У детей начинается формироваться воля, автономия ( независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребёнок познаёт различие между “хочу” и “должен”.

К концу раннего детства интересы ребёнка смещаются к миру взрослых людей, “общественных взрослых”. Теперь взрослый выступает олицетворением социальных ролей, носителем образцов действий и социальных отношений. Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Шпаргалка по возрастной психологии. – М. : Издательство “Окей-книга”,

2014. – 32с. – (Скорая помощь студенту).