Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками

 

   В трёх-четырёхлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно-познавательное общение: ведущий мотив данной формы общения – познание. Ребёнок задаёт множество вопросов, нуждается в серьёзном отношении и к своим вопросам, и к себе самому, поскольку у него возникает потребность в уважении.

   В шести-семилетнем возрасте происходит переход к внеситуативно-личностной форме общения. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Личностное общение углубляет познание ребёнком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям людей. Потребность ребёнка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, к общности взглядов. Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребёнок обращает больше внимания и лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между людьми.

   На третьем году жизни ребёнка наблюдается резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам – обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнёрами, организации и развитию игры двух-трёхлеток способствуют взаимные и поочередные подражательные действия. В этот период сверстник продолжает оставаться для ребёнка прежде всего участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнёра. К четырём годам сверстник становится предпочитаемым партнёром общения. В четырёх-пятилетнем возрасте рассматривается как равное существо, олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. Примерно к пяти – семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ровесника, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребёнок начинает воспринимать сверсника как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение. Основной продукт общения со сверстниками – эффективнокогнитивный образ самого себя и другого.

   Для успеха в дружеских отношениях имеют значение стиль общения ребёнка со своими товарищами, также важны объективные условия, способствующие частным встречам и общим делам детей.

 

Шпаргалка по возрастной психологии. – М. : Издательство “Окей-книга”,

2014. – 32с. – (Скорая помощь студенту).