Наблюдение как основной метод исследования в психологии развития

 

   Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

   На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX – начале XX в.) применялся метод наблюдения. Исследователи прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях. Метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Основная цель метода наблюдения – научное объединение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддерживание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов. Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоёмкость; большие временные затрата; пассивность; выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных.

   Научное наблюдение подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребёнка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определённая избирательность: новизна, значимость качества и возможностей ребёнка выступают как критерии отбора при записи наблюдений. При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребёнка или поведение в определённых ситуациях, в определённые промежутки времени. Ценность метода наблюдения состоит в отсутствии возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребёнка позволяет выявить переломные моменты – так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе, но иногда он используется и как один из основных исследовательских методов психологии развития и возрастной психологии.

 

Шпаргалка по возрастной психологии. – М. : Издательство “Окей-книга”,

2014. – 32с. – (Скорая помощь студенту).