Игры на развитие фонематического слуха

 

Фонематическая гимнастика

Дети голосом имитируют работу каких-либо предметов или издают звуки животных. Например, педагог спрашивает: ”Как тикают часы?” Дети отвечают на вопрос, имитируя ход часов – тик-так.

Затем детям задают вопросы, при ответе на которые они используют отдельные звуки (ж, з, р, ш и т.д.).

Как жужжит жук? Как поют комарики? Как работает мотор? Как шипит змея?

В процессе выполнения задания детей побуждают объяснить, почему они выбрали тот или иной звук.

 

Волшебный кубик

Игровой материал. Кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход игры. Ребёнок произносит: “Вертись, крутись, на бочок ложись”, - и кидает кубик. На верхней грани – самолёт (“летает”, раскинув руки в стороны) и имитирует гул самолёта: у-у-у.

 

Необычная песенка

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход игры. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступали большие, толстые жуки. Они важно пели: о-о-о. (Дети пропевают мелодию на звук О.) Затем выпорхнули яркие весёлые бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А.) Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – и-и-и. (Дети напевают эту же мелодию на звук И.) Тут на полянку вышли все (дети делают шаг вперёд) и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Так в ходе игры вычленяются и интонируются отдельные гласные звуки. Продолжая сочинять истории с разными персонажами, постепенно дети пропевают все гласные.

 

Эхо

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход игры. Воспитатель громко говорит: а-а-а. И так далее. Можно также использовать сочетание гласных звуков: ау, уа, эа и т.д.

Варианты игры. Дети повторяют только те имена, которые начинаются со звука э. Называются имена (Алла, Уля, Эля, Анна, Эдик, Эльдар, Ася).

 

Подарки Алёнке

Правила игры. Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Ход игры. Воспитатель. Когда Алёнке исполнилось 6 лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У в начале слова. Угадайте: какие игрушки могли подарить девочке? (Утку, улитку, утюг.)

Аналогично обыгрываются другие звуки.

Тренировка вратаря

Правила и ход игры. Ребёнок кладёт на стол согнутые в локтях руки – это хоккейные ворота. Воспитатель произносит разные слова. Те, которые начинаются со звуками Ш, ребёнок пропускает в ворота (разводит руки в стороны). Если звучит слово, начинающееся с другого звука, хоккейные ворота захлопываются (ребёнок складывает ладони вместе).

Словарный материал. Шайба, шар, Шура, кукла, шорты, молодец, штора.

Вариант игры. Детям предлагают хлопнуть в ладоши один раз, если они услышат звук Щ.

Словарный материал. Шелк, шептать, щекотать, цапля, щелкунчик, шоколад, щипать, шум, щепка, жир, щипцы.

Аналогичные дидактические игры можно проводить с другими шипящими звуками.

 

Звуковое лото

Игровой материал. Лото.

Правила игры. Ребёнок должен определить в названии какого предмета на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки.

Ход игры. Играют несколько детей. У каждого карты лото с картинками и маленькими пустые карточки. Называем звук, Л. Воспитатель спрашивает, у кого из игроков изображение предмета, в названии которого есть звук Л. Этот звук может стоять в любом месте слова ( в начала, середине, конце). Картинку с правильно найденным звуком ребёнок закрывает карточкой.

 

Посмотри внимательно

Игровой материал. Предметные картинки, на которых изображены курица, заяц, петух, кот.

Правила игры. Из ряда предметных картинок дошкольник должен выбрать те, в названиях которых есть заданный звук.

Ход игры. Воспитатель. Дети, внимательно рассмотрите те, в названии которых есть звук К.

Дошкольники выбирают изображения, обосновывают выбор.

 

Звукоедик

Игровой материал. Кукла.

Правила игры. Дети должны добавить к буквосочетанию звук (в начало), чтобы получилось слово.

Ход игры. Воспитатель. У звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками всех слов. Помоги кукле восстановить первые звуки в словах, которые она произносит. (Ходит с куклой в руках и говорит: …каф, …тул, …тол и т.п.) Что хотела сказать кукла? (Дети отвечают: шкаф, стул, стол.)

Вариант игры. Звукоедик съедает последний звук. Теперь слова звучат так: шка…, сту… и т.п.

 

Сердитый ворон

Игровой материал. Игрушечные звери или картинки с их изображением.

Правила игры. Ребёнок должен выделить первый звук в названии животного.

Ход игры. Детям раздают игрушечных зверей или картинки.

Воспитатель. В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, коза и т.д. Вокруг домика течёт речка. Пройти в домик можно только по мостику. Он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно пройти не просто. На перилах мостика сидит Ворон. Каждого животного, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдёт. А кто не знает ответа, того сердитый Ворон не пропускает.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, но не могут, потому что не знают первого звука в своём имени. Давайте им поможем.

 

Заблудились в лесу

Игровой материал. Кукла, игрушки-зверята.

Правила игры. Ребёнок зовёт заблудившегося животного или куклу, интонируя ударный гласный звук.

Ход игры. Воспитатель. В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Нужно обязательно их найти. Давайте их позовём.

Все по очереди зовут зверей и кукол с подчёркнутым интонированием ударного гласного: М-и-и-ша, к-о-о-тик, ё-ё-ё-жик, А-а-ня и т.д.

Надеемся, что предлагаемые игры помогут сделать занятие интересным, познавательным и удовлетворить интерес дошкольников к звуковой стороне речи.

 

Составь и прочитай слово

Цель. Закреплять умение производить фонематический анализ и синтез слова, определять место звука в слове, составить и прочитать слово по первым звукам слов, обозначающих предметы на картинках.

Материал. Предметные картинки на синих кружках (если слово-название предмета начинается с согласного звука) и на красных кружках (если с согласного звука).

Ход игры. Детям предлагают составить слово по первым звукам слов – названий предметных картинок. Когда задание выполнено, педагог предлагает назвать все гласные звуки в этом слове (ребёнок может ориентироваться на цветовую гамму), а также определить количество слогов.

 

Волшебные кубики

Цель. Закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал. Кубики, на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход игры. Ребёнку предлагают собрать какое-нибудь слово, например слово “слон”, из кубиков. Обращают его внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребёнок сначала находит кубик, на одного из граней которого изображён предмет, чьё название начинается со звука (с); затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук – (л), затем звук (о), затем звук (н).

 

Найди различия

Цель. Развивать внимание, зрительное восприятие, элементарные математические представления (счёт), упражнения в согласовании существительных с числительными “два” и “пять”; закреплять умение составлять сложносочинённые предложения с союзом “а”.

Материал. Две картинки с изображением одних и тех же предметов, отличающиеся друг от друга количеством этих предметов.

Ход игры. Вниманию детей предлагают две картинки. Необходимо найти различия между ними (сосчитать однородные предметы на одной картинке, затем эти же предметы на другой и сравнить их количество). Педагог следит за правильным согласованием существительных и числительных “два” и “пять” (две девочки – пять девочек и т.д.), а также за тем, чтобы в ответах дети использовали сложносочинённые предложения с союзом “а” (например, “На первой картинке две куклы, а на другой картинке пять кукол”). За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот ребёнок, у кого в конце занятия будет больше фишек.

 

Слоговое домино

Цель. Упражнять в делении слов на слоги, в сопоставлении слоговой структуры различных слов.

Материал. Карточки-домино с изображениями предметов, в словах – названиях которых один, два, три и четыре слога.

Ход игры. Ребёнку предлагают посмотреть на карточки-домино и выложить цепочку таким образом, чтобы количество слогов последующего слова-названия совпадало с количеством слогов предыдущего. Если задание выполнено верно, цепочка замкнётся, т.е. слоговая структура названия последней картинки совпадает со слоговой структурой первой.