Стадии психосоциального развития личности по Э.Эриксону
Э.Х.Эриксон (1902 – 1994), известный американский психолог и психоаналитик, разработал теорию стадий психосоциального развития.
Э.Эриксон описал восемь стадий жизни человека (от рождения до старости), основных на развитии человеческого “Я” на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты. Каждая стадия развития определяется кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По мнению Э.Эриксона, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.
Основные стадии психосоциального развития личности (по Эриксону).
- Младенчество: базальное доверие/базальное недоверие (до первого года); орально-сенсорная стадия: “Могу ли я доверять миру?”
- Раннее детство: автономия/стыд и сомнение (от двух до трёх лет); мышечно-анальная стадия: “Могу ли я управлять собственным телом и поведением?”, т.е. дифференциация на уровне стыда, автономия.
- Возраст игры: инициативность/вина (от трёх до шести лет): локомоторно-генитальная стадия: “Могу ли я стать независимым?” На уровне черт характера проявляются инициативность или чувство вины.
- Школьный возраст: трудолюбие/неполноценность (от 6 до 12 лет): латентная стадия: “Могу ли я стать умелым?” Проявляются трудолюбие или чувство неполноценности.
- Юность: эго-идентичность/ролевое смешение (от 12-13 до примерно 19-20 лет): момент активного сознания и самосознания: “Кто я?” Видны умение противостоять или убегать от проблемы.
- Молодость: достижение близости/изоляция (от 20 до 25 лет): “Могу ли я отдать себя другому?” Возникают проблемы близости и изоляции.
- Зрелость: продуктивность/инертность (от 26 до 64 лет); возможны две позиции: генеративность (развитие) или стагнация (успокоение жизнью).
- Старость: целостность эго/отчаяние (от 65 лет до смерти) – подведение итогов: отчаяние, если человек неудачно прожил жизнь, либо удовлетворённость жизнью, если он до старости испытывает ощущение полезности.
Модель психосоциального развития личности Э.Эриксона представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок многим научным исследованиям, нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы.
Шпаргалка по возрастной психологии. – М. : Издательство “Окей-книга”,
2014. – 32с. – (Скорая помощь студенту).