Характеристика возрастной психологии как науки

 

   Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. Задача возрастной психологии – исследование целостного психологического развития человеческой жизни от рождения до смерти. Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от  одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психологического развития в онтогенезе.

   Основные разделы возрастной психологии: психология младенца, раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, старости (геронтопсихология).

   Теоретические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил, источников и механизмов психологического развития на всём протяжении жизненного пути человека; периодизация психического развития в онтогенезе; изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов; установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний, исследование возрастного развития личности.

   Практические задачи возрастной психологии: определение возрастных функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; создание службы систематического контроля за ходом психологического развития, психологического здоровья детей, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях; возрастная и клиническая диагностика; выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

   Возрастная психология опирается на преставления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии; имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологи, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки.

Шпаргалка по возрастной психологии. – М. : Издательство “Окей-книга”, 2014. – 32с. – (Скорая помощь студенту).