Основные понятия возрастной психологии

 

   Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост количественный аспект процессов развития. Созревание для возрастной психологии – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определённые ограничения. С понятиями созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии – принцип гетерохронности развития, фиксирующий то обстоятельство, что психические системы и функции человека развиваются с различной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

   Особенности процесса развития, важные для психологии и педагогики: тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; необходимость развития, обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса; неравномерность и зигзагообразность развития; переход стадий развития в уровни; тенденция к устойчивости.

   Виды психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

   Функционалгенез (функциональное развитие психики) – развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Различают также нормативное и индивидуальное психическое развитие. Нормативность развития предполагает, что речь идёт об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативность нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых её способностей.

   Важнейшее понятие психологии развития – психологический возраст. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Шпаргалка по возрастной психологии. – М. : Издательство “Окей-книга”,

2014. – 32с. – (Скорая помощь студенту).