Театрализованная деятельность как средство коррекции и развития детей дошкольного возраста

 

В основу творческой темы положены методические рекомендации из журналов “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Логопед”, следующих авторов: И.Зимина, М.Маханева, О.Акулова; программы “Театр-творчество-дети”, “Играем в кукольный театр”, Н.Ф.Сорокиной, “Театрализация сказок в коррекционном детском саду”,  Гнедовой О.Л., Майданюк Л.Е.

Успешности использования театрализованной деятельности в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для этого использую разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объёмные и плоскостные куклы, маски, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.

“Театральная педагогика” используется для коррекции речи, общения, поведения проблемных детей, а для здоровых – это настоящая школа творчества.

Основные принципы “театральной педагогики”: “Обучаемся, играя и подражая”; “Обучаемся, делая”.

Театр – это всегда коллектив, группа творцов. При подготовке постановок развиваются и закрепляются коммуникативные умения и навыки: умение ясно выразить свои мысли, чувства, эмоции, умение слышать и понимать другого.

Театрализованная деятельность делится на 2 основные группы:

1. режиссерские игры.

    В режиссерских играх “артистами” являются игрушками или их заменителями, а ребенок, организуя деятельность как “сценарист и режиссер”, управляет “артистами”. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности (интонация, лексическая и синтетическая выразительность).

Виды режиссерских игр:

  • настольный театр: игрушек, картинок, объёмных, плоскостных;        
  • фланелеграф;        
  • теневой театр;       
  • кукольный театр; пальчиковый, бибабо, марионеток.

2. игры – драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, использует роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной выразительности и невербальных (мимика, жест, поза) средств выразительности.

Виды игр-драматизаций:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;  
  • ролевые диалоги на основе текста; 
  • инсценировки произведений;   
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки;   
  • постановки спектаклей по одному или несколькими произведениями.

3. специальные игры.

Специальные игры развивают воображение, мимику и пантомимику, направлены на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры можно использовать в соответствии с тематическим планом работы, при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Характерными особенностями театрализованных игр является литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Я расскажу о таких методах и приёмах, которые может использовать каждый воспитатель. Театрализованная деятельность может быть организованна в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т.д.), а так же запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и познавательному развитию. Театрализованная деятельность должна стать частью занятия или режимного момента. Почему?

Содержание театрализованной деятельности способствует коррекции:

1. психофизических способностей (мимика, жест, пантомима, поза), что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека, что является основой эмпатии, в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

“Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место” (Б.М.Теплов).

Не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но и всё его тело должно быть технически приспособленным для выражения переживаний.

Жесты – важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумываются над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время. Происходит развитие различных анализаторов (зрительного, слухового, кинестетического). Совершенствуется координация местоположения, на сцене, развивается ориентировка двигательной активности (плавность, переключаемость, целенаправленность движений), сенсомоторика ( сопряженность мелких кинестезий, пальцевый праксиз и речевой аппарат). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх).

2. психических процессов.

В работе с детьми проводится этюдный тренаж – это работа актера над собой, дети обучаются основам актерского мастерства. Этюды и упражнения наиболее полно охватывают личность ребенка и отвечают специфике развития его психических процессов: цельность и одномоментность восприятия, воображения, внимания, памяти, образного и логического мышления и т.д., помогают двигаться на сцене, общаться с партнерами.

3. речи.

Воспитание чистой речи у детей дошкольников – задача общественной значимости.

Помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения по развитию просодической стороны речи, ее интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.

Речевые игры и упражнения делятся на 3 вида:

  • дыхательные и артикуляционные;                                     
  • дикционные и интонационные;                                         
  • творческие (со словом).

В коррекционной работе с детьми необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура ясна, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками.

4. с психологической точки зрения театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает эмоционально и физически разрядиться. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость, но дошкольники по-разному относятся к выступлениям. Для некоторых детей это связанно с огромным нервным напряжением.

Л.Фадеева очень точно передала подобное эмоциональное состояние в своем стихотворении “Первое выступление”.

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу,

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Чувство неуверенности в себе волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребенка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть представлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе, даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: “Детей много, и я смогу спрятаться за них”.

Весьма перспективными для преодоления сценического волнения являются и различные виды кукольных театров. Действуя за ширмой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителя.

Психотерапевтическое воздействие театра строится на следующих качествах сценической игры. Участники игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что эти события (на первый взгляд) не имеют к ним никакого отношения, повествуют не о них, позволяют актерам почувствовать себя раскованно и быть более естественными в проявлении собственных чувств и мыслей. Вымышленный характер персонажей, ситуаций и игровой характер драмы позволяют усыпить бдительность даже взрослого человека и раскрыть его собственные желания и чувства. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, ощутить умиротворение, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни. У ребенка вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.

Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

5. нравственно-эстетических качеств личности.

Эстетика – наука о красоте.

Эстетическое воспитание – целесообразное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формировать творчески активную личность, способную воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, гармоническое, жить “по законам красоты” (быт, труд, природа, худ. произведения искусства, внешность, самостоятельная художественная деятельность).

Но эстетическое воспитание не должно сводиться к созерцанию красоты, необходима работа по эстетике человеческих отношений, выраженных в поступках и поведении. Самая важная и сложная задача состоит в том, чтобы учить детей видеть красоту моральных отношений между людьми. В понятии “красота” всегда присутствует нравственный элемент, ибо красота – источник нравственного богатство человека.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируются с добром. Нарушения же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают показывать:

  • как дружба помогает победить зло (“Зимовье”);
  • как добрые и миролюбивые побеждают (“Волк и семеро козлят”);
  • что зло наказуемо (“Кот, петух и лиса”).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа ценность. Для девочек это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа “Слушайте родителей”, “Уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка “Репка” учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка “Маша и медведь” предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации, сказка “Теремок”, “Зимовье зверей”  учат дружить. Наказ слушать старших, родителей звучит в сказках “Гуси-лебеди”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Снегурочка”,  “Терешечка”. Страх и трусливость высмеиваются в сказках “У страха глаза велики”, хитрость – в сказках “Лиса и журавль”, “Лиса и тетерев”, “Лисичка-сестричка и серый волк”. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается (“Хаврошечка”, “Мороз Иванович”, “Царевна-лягушка”), мудрость восхваляется (“Мужик и медведь”, “Как мужик гусей делил”, “Лиса и козел”), забота о близком поощряется (“Бобовое зернышко”).

Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (знакомство, просьба, благодарность, угощение, разговор по телефону, утешение, поздравления и пожелания). Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжет. В ходе проведения театрализованных игр развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения, развиваются социальные эмоции – заботы, жалость, стыд, смущение и т.д.

6. познавательных процессов.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети познают окружающий мир, становятся из жизни людей, животных, растений. Театрализованная деятельность знакомит детей с деревенским бытом, народными костюмами, обычаями и традициями, расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. Сказка – это не что иное, как особое средство постижения жизни. Особый ракурс, близкий и понятный детям. Способ познания, изучения, раскрытия действительности.

7. творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Основная цель, театрализованной деятельности – это развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживаний и воплощений образа, побуждает их к созданию новых образов. Важнейшим в театрализованной игре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль. Надо стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основной на импровизации. Чтобы дети, основываясь на хорошее знание пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенок, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности.

Цель занятий с детьми театрализованной игры – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнённой яркими впечатлениями, интересными делами, радость творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Эффективность проведения данной работы, хорошо просматривается в диагностики развития детей, в разделах “Речевое развитие”, “Ребенок и художественная литература”, “Ребенок в мире искусства”.

В своей программе Сорокина Н.Ф. предлагает диагностику*  по театрализованной деятельности, проводится она в середине и в конце учебного года. Дети стали более раскованными, общительными, виден прогресс в развитии речи, дети не боятся выражать свои мысли, способности и умения в изобразительной деятельности. Они с нетерпением ждут встречи со сказкой (куклами, масками).

В работе с родителями проводились индивидуальные беседы, предложены консультации: “Театр - дома”, “Сказка – ложь, да в ней намек…”, “Три возраста сказки”, “Отыщите таланты”, “Радуга радости”, “Сказки. Старые и вечно современные истории”. На родительском собрании, по теме “Игра – дело серьезное”, родителям было рассказано о значении театрализованных игр в жизни ребёнка. На утренниках и занятиях, в “День открытых дверей”, родителям были показаны элементы театрализации.

 

Оценка знаний, умений и навыков детей*

Фамилия

Имя

ребенка

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды

с куклами

Кукольные спектакли

Оценка

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этюдный тренаж (мастерство актера):

  1. Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки);
  2. Жесты (этюды на выразит. жеста, в том числе “Расскажи стихи руками”);
  3. Мимика (этюды на выражение эмоций);
  4. Движения (этюды с муз. сопровождением).

Игры-драматизации: 

  1. Желание участвовать в играх драматизациях;
  2. Умение общаться с партнером;
  3. Способность импровизировать.

Этюды с куклами:

  1. Желание играть с куклами;
  2. Умение управлять ею;
  3. Умение импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли:

  1. Желание участвовать в кукольном спектакле;
  2. Умение взаимодействовать с партнёрами;
  3. Умение создавать образ с помощью верховых кукол на гапите.