И в 10 лет, и в семь, и в пять

        Все дети любят рисовать.

        И каждый смело нарисует

        Всё, что его интересует.

        Всё вызывает интерес:

        Далёкий космос, ближний лес,

        Цветы, машины, сказки, пляски…

        Всё нарисуем: были б краски,

        Да лист бумаги на столе,

                                                                                   Да мир в семье и на земле.

                                                                                                                    В. Берестов.

          Известно, что рисование – одно из самых любимых детских занятий. Каждый ребёнок в определённый период жизни с удовольствием рисует и любые “каракули” содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл.  Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, однако этот интерес может пропасть, т.к. рисование карандашами и красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания, как приемов рисования, так и приёмов работы с различными красками. Иногда, несмотря на усилия, рисунок ребёнка получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребёнком в русле традиционной техники рисования. Но есть риск, что он будет копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха, их необычность в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Приобретая соответствующий опыт рисования, в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда можно беспрепятственно ещё раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций

          Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Но для того, чтобы учить детей, педагог должен сам в совершенстве овладеть всеми техниками рисования. При выборе нетрадиционного метода рисования (да и традиционного тоже) необходимо учитывать возрастные особенности детей.                                                                                                 

           Известный педагог И.Дистерверг считал: ”Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто 9 часов только смотрит”! В связи с этим предлагаю перейти к практической деятельност                                                                                                                                                           

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие методики:

  • рисование пальчиками
  • оттиск печатками из картофеля
  • тычок жёсткой сухой кистью.

(Показ детских работ, с использованием данных методик.)

Рисование пальчиками

          Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично      почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатность, яркость красочного слоя, осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство.

 

 

 

Рисование методом тычка

          Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватную палочку, сухую кисть),  опустить его в краску и ударить им,  по листу бумаги, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Если рисунок, с использованием тычка, делать целенаправленно,  например, по готовому контуру, шаблону и/или внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры (пушистый или колючий). Ритмично нанося тычок,  можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

 

 

Оттиск – эстамп

          Отпечаток с какой-либо формы на бумаге называется эстампом. Для изготовления наших эстампов, в младшем дошкольном возрасте, используется картофель, в более  старшем возрасте можно использовать всевозможные материалы - ластик, картон, спичечный коробок, катушка, пуговица, сухие листья, овощи, поролон, ладошка, верёвка,  пробка, пенопласт, мятая бумага и т.д. Печатка прижимается к ёмкости с краской, и на бумагу наносится оттиск. Для получения другого цвета меняется и печатка, и ёмкость.

 Перейдём к практической части. Я предлагаю вам нарисовать рисунок с использованием данных методик.

 

Средний дошкольный возраст:

  • оттиск поролоном;
  • рисунок с резервом (восковые мелки + акварель, свеча + акварель);
  • оттиск печатками из ластика;
  • отпечатки листьев;
  • рисование ладошкой;
  • волшебные верёвочки.

(Показ детских работ, с использованием данных методик.)

 

Рисование поролоном

          Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, т.к. передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.).

 

Рисунок с резервом

          При этой технике часть рисунка покрывается резервом (специальным составом из воска и клея), а часть раскрашивается. Краски не ложатся на резерв, не закрашивают его, и контурный рисунок сохраняется (канцелярский клей, свеча, восковые мелки).

 

Волшебные верёвочки

          Для данной методики потребуются толстые нитки, окрасим их в разные цвета, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмём их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернём лист – получили интересный узор.

          Предлагаю выполнить работу детей среднего дошкольного возраста, с использованием некоторых методик.

 

Старший дошкольный возраст

  • кляксография обычная;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия предметная;
  • монотипия пейзажная;
  • набрызг;
  • расчёсывание краски;
  • рисование солью;
  • граттаж;
  • батик.

(Показ детских работ, с использованием данных методик.)

 

Кляксография

          Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей.

          Задачей обычной кляксографии является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска, половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необыкновенные причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

          Кляксография с трубочкой выполняется из нескольких капель жидкой краски, которая наносится на бумагу, но лист при этом не складывают, берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), её нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны “ножки”. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого можно дорисовать.

 

Монотипия

          Техника схожая по исполнению с кляксографией.

          Предметная монотипия используется для изображения симметричных предметов. Складываем лист бумаги пополам и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.

          Монотипия пейзажная используется для изображения зеркального отражения объектов, на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.).: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуется по детально объект будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине листа. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма.

 

Набрызг

         Техника набрызга, только на первый взгляд, кажется простой. Её суть – в разбрызгивании капель по листу бумаги с помощью зубной щётки и стеки (палочки). На стол надо постелить газету, а на неё чистый лист бумаги. В левую руку возьмём зубную щётку, наберём на неё немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки, резкими движениями, по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

 

Расчёсывание краски

         Это приём рисования, при котором зубной щёткой, стекой с зубчиками или пластмассовой вилкой по мокрой краске процарапывают прямые и волнистые линии, короткие и длинные. Это придаёт рисунку объём.

 

Рисование солью

          Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт особенность изображению.

 

Граттаж

          Суть этой техники – в процарапывании воскового слоя, покрытого сверху краской. Плотный лист бумаги натирают свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, т.к. процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Результат напоминает настоящую гравюру.

 

Батик

          Это рисование по ткани. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

          Предлагаю выполнить наиболее интересный и трудоёмкий рисунок с использованием следующих рисунков - монотипии пейзажной и расчёсывания краски.

          Надеюсь, что разнообразие методик и владение ими, после практической деятельности, поможет вам в своей работе, и свои знания и умения вы передадите детям.