“Раннее выявление и сопровождение детей

с признаками одарённости в условии реализации ФГОС в ДО”

Актуальность

В “Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов”, утвержденной Президентом РФ 03.04.2012, в “Общем положении” прописано, что “Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность”. А одной из основных задач является: создание условий для развития способностей всех детей.

В другом документе, “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”, от 1 июня 2012 года был издан указ Президента РФ № 761. Глава 4, этого документа, определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей.

Далее, в “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”, основным направлением является, уже, совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей, а основной задачей – обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.

Работа с одаренными детьми актуальна для государства и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района, и любого населенного пункта. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Что же делается, в этом направлении в дошкольных организациях и что мы можем сделать для развития талантливых детей в детском саду?

Цель: создание условий для выявления и сопровождения одарённых дошкольников.

Задачи:

  • создать развивающую среду, способствующую выявлению одарённых детей и развитию их потенциала;
  • повысить заинтересованность педагогических работников, образовательных организаций и работодателей в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей;
  • создать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявления и развития всех видов одарённых дошкольников;
  • знакомить родителей с психофизическим развитием одарённого ребёнка;
  • подобрать необходимых диагностический материал, для детей дошкольного возраста;
  • выявить одарённых детей, для дальнейшего наблюдения и индивидуальной работы с ними.

Вступление

Одарённым может быть любой ребёнок, не зависимо от того, богаты мы или бедны, какого мы вероисповедания и где мы живём. Как минимум один из десяти детей – а это миллионы во всём мире – рождается настолько одарённым, что он мог бы стать выдающимся в какой-то области. Половина всех новорождённых детей – выше среднего уровня.

В отечественной науке одним из первых определение понятия «одаренность» дал в 1940 году в своей статье «Способности и одаренность» Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать, как своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха.

Понятие «Одарённость»

Конечно, нельзя выявить одарённого ребёнка не зная, о чём идёт речь, в частности о понятии “одарённость”.

Слово «одаренность» происходит от слова «дар». Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности и значительно превосходит сверстников.

В педагогике детская одаренность рассматривается по времени ее проявления:

  • актуальной одаренностью, называют замеченную у ребенка одаренность психологами, педагогами, родителями;
  • потенциальной одаренностью, называется детская одаренность, которая не сразу заметна для взрослых.

Вид деятельности

Виды одарённости

практическая

творческая, спортивная и т.д.

познавательная

интеллектуальная одаренность в различных видах в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)

художественно-эстетическая

хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность

коммуникативная

лидерская и аттрактивная одаренность (способность на взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата)

духовно-ценностная

одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1. по виду деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (выделение видов одаренности осуществляется с учетом разных психических сфер и уровней психической организации).

2. по степень сформированности:

- актуальная одаренность (психическое развитие, проявляется в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами;

- потенциальная одаренность (существуют психические возможности для высоких достижений, но они не реализованы, в силу их функциональной недостаточности).

3. по форме проявлений:

- явная одаренности (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях);

- скрытая одаренности (проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими).

4. по широте проявлений в различных видах деятельности:

- общая одаренность (проявляется умственная активность и ее саморегуляции);

- специальная одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей).

5. по особенностям возрастного развития:

- ранняя одаренность (опережение темпа развития умственных способностей, в дошкольном и младшего школьном возрасте);

- поздняя одаренность.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (моторные навыки и исполнительской техники), познавательном плане (интерпретация музыкального произведения), в коммуникативном плане (коммуникация с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (придание смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Деятельность всегда осуществляется личностью, цели, и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, как например, ученик, готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, следует ли говорить о его одаренности? (Нет.) Одарённая личность увлекается самим предметом.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности.

Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Есть такие примеры как Моцарт – 3 г, Гайдн – 4 г, Мендельсон – 5, Прокофьев – 8 лет. История изобразительных искусств показывает ещё меньше художников, которые уже в юности достигают высот своего художественного творчества. Литературные дарования развиваются ещё позже. А научный талант не обнаруживается в детстве, из-за недостаточности знаний. Единственным исключением служит математическое дарование. Самопроизвольное занятие математикой, на этой ступени могут быть связаны с влечением ребёнка к игре и рано развившейся технической ловкостью. Работа ребёнка при конструктивных играх и рисования, если, например, он складывает осмысленно составные части фребелевских игр, в известном смысле аналогична примитивной математической работе.

Организация процесса выявления одаренных детей

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований, но оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. На первый план должна выходит проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в образовательной организации, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Методы диагностики по выявлению одарённых детей

Гораздо проще выявить одарённого школьника, чем дошкольника. Есть множество учений, методик, тестов.

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

Методы диагностики:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • педагогическая диагностика;
  • изучение продуктов детского творчества;
  • ведение индивидуальных карт развития.

Методики выявления одарённых детей:

  • Методика оценки общей одарённости А.И. Савенкова
  • Методика «Карта одарённости» А.И. Савенкова, на основе методики Д. Хаана и М. Каффа.
  • Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник,
  • Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой.
  • И т.д.

С каким типом одарённости могут работать педагоги, без углубленной помощи психолога? (Явной одарённостью.)

Выявление, же, детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, требующий вмешательства специалиста.

Организация работы с одарёнными детьми

Говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, так как есть массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта.

При организации работы с одарёнными детьми можно использовать, уже знакомый нам, индивидуальный образовательный маршрут. Способ его построения, характеризует особенности обучения одаренного ребенка, и развития его на протяжении определенного времени. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, потому что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Он специально разрабатывается для конкретного ребёнка. Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется

  • образовательными потребностями,
  • индивидуальными способностями,
  • интересом и возможностями ребёнка.

Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить ребёнку спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Во многих вышеуказанных документах обозначено, что требуется развивать систему олимпиад и конкурсов, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений, обучающихся….

Что можем применить мы? Предметные кружки.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность вносятся соревновательные элементы. К таким играм относятся и викторины - эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Олимпиада развивает интерес к определённому предмету, подводит итог всей работы и даёт возможность сравнивать качество подготовки и развития ребёнка.

Литература, интернет ресурсы:

  1. Электронный ресурс Министерства образования и науки. Сайт http://standart.edu.ru/.
  2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. Сайт http://standart.edu.ru/.
  3. Концепция поддержки одаренных детей. Режим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/164/30058/
  4. Психология одарённости детей и подростков. http://library.sgu.ru/cgi-bin/irbis64r_13/cgiirbis_64.exe
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  6. Слуцкой Г.Б.Одаренные дети. М.: Прогресс, 2001.
  7. Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. Классические тексты / Под. Ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. – М.: ЧеРо, издательство “Омега-Л”, МПСИ, 2008.
  8. Программа повышения квалификации “Организация работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС” в объёме 72 часа. ООО Учебный центр “Профессионал”.
  9. Развитие одарённости детей: программа планирование конспекты занятий психологическое сопровождение / авт.-сост. Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2014.