Зима

Развитие речи (4 - 5 лет)

Цели деятельности педагога:

  • Учить детей чётко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, учить составлять описательный рассказ; учить подбирать нужные по смыслу прилагательные.
  • Систематизировать представления о временах года.
  • Формировать представление о свойстве снега; понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основных признаках зимы.

Словарная работа

Существительные: ветер, ворота, вратарь, вьюга, гол, декабрь, иней, клюшка, коньки, крепления, лёд, лопата, лыжи, льдинка, метель, мороз, оттепель, полозья, прорубь, санки, снег, снеговик, снежинка, снежки, сугроб, узор, февраль, хоккей, холод, шайба, январь.

Прилагательные: белый, быстрый, зимний, лёгкий, липкий, лыжный, морозный, прозрачный, пушистый, скользкий.

Глаголы: выпадать, ездить, забросить, заливать, замерзать, застыть, катать, кататься, кружиться, лепить, лететь, сковывать, скользить, упасть.

Числительные: один, два, три, четыре, пять.

Словесные игры

 “Один – много”

Снежинка – много снежинок.

Палка - …

Гол - …

Санки - …

Сугроб - …

“Какое слово отличается от других?”

Лёд, лёд, йод, лёд.

Клюшка, плюшка, клюшка, клюшка.

Санки, банки, санки, санки.

Стужа, стужа, лужа, стужа.

“Назови ласково”

Снег – снежок.

Ветер – ветерок.

Снеговик – снеговичок.

Санки – саночки.

“Сосчитай до 5”

Одна снеговик – два снеговика, …

Одна клюшка – …

Один сугроб – …

Одна шайба – …

“Что не так”

Мы взяли лыжи, коньки и пошли загорать.

Январь – последний месяц зимы.

Клюшка нужна для игры в футбол.

“Что лишнее?”

Лёд, снег, метель, жара.

Санки, лыжи, коньки, велосипед.

Снежинка, радуга, сугроб, лёд.

“Подбери признак / действие”

Снег (что делает?) – блестит,…

Лёд (какой?) - …

“Какое слово самое короткое?”

Морозный, прозрачный, белый.

Замерзать, дуть, разгоняться.

“Закончи предложение”

Падает белый пушистый …

Вся река покрылась …

Ребята слепили …

На окнах мороз нарисовал красивый …

“Исправь ошибку”

Сильная ветер.

Морозное день.

Сломанный лыжа.

 Белая снег.

 “Какое слово самое длинное?

Ветер, санки, вьюга, снежинки.

Гол, льдинка, снег, узор.

“Подбери обобщающее слово”

Декабрь, январь, февраль – это … месяцы.

“Что общего и чем отличаются друг от друга?

Мяч и шайба.

Лыжи и коньки.