Зима
Развитие речи (4 - 5 лет)
Цели деятельности педагога:
- Учить детей чётко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, учить составлять описательный рассказ; учить подбирать нужные по смыслу прилагательные.
- Систематизировать представления о временах года.
- Формировать представление о свойстве снега; понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основных признаках зимы.
Словарная работа
Существительные: ветер, ворота, вратарь, вьюга, гол, декабрь, иней, клюшка, коньки, крепления, лёд, лопата, лыжи, льдинка, метель, мороз, оттепель, полозья, прорубь, санки, снег, снеговик, снежинка, снежки, сугроб, узор, февраль, хоккей, холод, шайба, январь.
Прилагательные: белый, быстрый, зимний, лёгкий, липкий, лыжный, морозный, прозрачный, пушистый, скользкий.
Глаголы: выпадать, ездить, забросить, заливать, замерзать, застыть, катать, кататься, кружиться, лепить, лететь, сковывать, скользить, упасть.
Числительные: один, два, три, четыре, пять.
Словесные игры
“Один – много”
Снежинка – много снежинок.
Палка - …
Гол - …
Санки - …
Сугроб - …
“Какое слово отличается от других?”
Лёд, лёд, йод, лёд.
Клюшка, плюшка, клюшка, клюшка.
Санки, банки, санки, санки.
Стужа, стужа, лужа, стужа.
“Назови ласково”
Снег – снежок.
Ветер – ветерок.
Снеговик – снеговичок.
Санки – саночки.
“Сосчитай до 5”
Одна снеговик – два снеговика, …
Одна клюшка – …
Один сугроб – …
Одна шайба – …
“Что не так”
Мы взяли лыжи, коньки и пошли загорать.
Январь – последний месяц зимы.
Клюшка нужна для игры в футбол.
“Что лишнее?”
Лёд, снег, метель, жара.
Санки, лыжи, коньки, велосипед.
Снежинка, радуга, сугроб, лёд.
“Подбери признак / действие”
Снег (что делает?) – блестит,…
Лёд (какой?) - …
“Какое слово самое короткое?”
Морозный, прозрачный, белый.
Замерзать, дуть, разгоняться.
“Закончи предложение”
Падает белый пушистый …
Вся река покрылась …
Ребята слепили …
На окнах мороз нарисовал красивый …
“Исправь ошибку”
Сильная ветер.
Морозное день.
Сломанный лыжа.
Белая снег.
“Какое слово самое длинное?
Ветер, санки, вьюга, снежинки.
Гол, льдинка, снег, узор.
“Подбери обобщающее слово”
Декабрь, январь, февраль – это … месяцы.
“Что общего и чем отличаются друг от друга?
Мяч и шайба.
Лыжи и коньки.